программа воспитания «Біртұтас тәрбие» в организациях образования
На втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан – Адал азамат» Глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что новое качество нации формируется только через развитие образования, науки, культуры и в связи с этим необходимо уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения, культивировать в детях общечеловеческие и национальные ценности. Для реализации поставленной задачи в 2023 году разработана и внедрена во всех организациях образования Программа воспитания «Біртұтас тәрбие».
Прогрессивное развитие страны зависит от подрастающего поколения, Глава государства К.Токаев в своем выступлении особое внимание уделил их воспитанию, а также определил ключевые ценности, определяющие образ нации:
независимость и патриотизм;
единство и солидарность;
справедливость и ответственность;
закон и порядок;
трудолюбие и профессионализм;
созидание и новаторство.
Воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач государства, поскольку от того, какие ценности будут заложены в детей и молодежь, зависит будущее нашей нации.
Поэтому ценности воспитания Программы основаны на установке модернизации страны «Справедливость – как принцип, ответственность – как основа, прогресс – как цель».
С целью формирования гармонично развитой личности обучающегося на основе ценностей казахстанской культуры, через развитие духовно- нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма, добропорядочности и добросовестности с начала нового 2024 – 2025 учебного года в КГУ «Жамбылская ОСШ» реализуется обновлённая программа воспитания «Біртұтас тәрбие». Охват обучающихся по обновлённой программе воспитания составляет 100 %, что составило 64 человека. Педагоги 100 % , что состовляет 14 человек. Родителей 100 %, что сотавило 44 человека. Для внедрения ценностей через содержание образования и классные часы Программа воспитания «Біртұтас тәрбие» Республики Казахстан предлагает системный подход, включающий следующие ключевые элементы:
- Интеграция ценностей в учебные программы – Программа нацелена на создание образовательной среды, которая способствует формированию целостной личности. Внедрение ценностей осуществляется через уроки, на которых рассматриваются такие темы, как справедливость, ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, единство и солидарность.
- Классные часы как основа воспитательной работы – Классные часы используются для обсуждения важных этических вопросов и практического применения ценностей в повседневной жизни. Они помогают учащимся развивать навыки саморефлексии, критического мышления и принятия решений. В процессе воспитательной работы активно используются межпредметные связи и подобранные задания, которые помогают укреплять основные ценности.
- Внеучебные мероприятия –школьные активности позволяют учащимся участвовать в волонтерской деятельности, экологических акциях, дебаты. Эти мероприятия направлены на поддержку ценностей трудолюбия, профессионализма, патриотизма и новаторства.
- Поддержка взаимодействия с родителями и обществом – Школа привлекает родителей для обсуждения и планирования воспитательной работы. Родительские собрания, семейные челленджи помогают укреплять важность ценностей на всех уровнях и формируют взаимопонимание между семьей, школой и обществом.
Эти подходы направлены на комплексное развитие учащихся и их подготовку к полноценной социальной жизни.
С начала нового учебного года в рамках программы «Біртұтас тәрбие» в школе реализуются ежедневные и еженедельные мероприятий, которые помогают формировать ценности и воспитывать осознанность у учеников.
Ежедневные мероприятия
- «Менің Қазақстаным» — в начале учебной недели на первом уроке исполняется Гимн Республики Казахстан. Это формирует чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Цитаты недели — пословицы, мудрые изречения, афоризмы, которые служат мотивацией в учебе и укрепляют национальные и культурные ценности. Цитаты размещаются на стендах, экранах и классных досках.
- «Қауіпсіздік сабағы» — 10 минут для обсуждения важных тем, таких как здоровый образ жизни, правовая грамотность, правила дорожного движения и личная безопасность.
- «Ұлттық ойын – ұлт қазынасы» — на переменах организуются национальные казахские игры, такие как: асық, тоғызқұмалақ; подвижные казахские народные игры, такие как: аркан ойын, алыска лактыр, орамал и др.,что помогает сохранять культурное наследие и развивает навыки взаимодействия. Также играя в подвижные игры у учащихся развиваются двигательные навыки: быстроту, ловкость, быстроту в умении быстро реагировать на сигналы, внимание.
- «Өнегелі 15 минут» — короткие беседы родителей с детьми на нравственные темы для воспитания в семье.
- «Үнемді тұтыну» — организация бесед, также через памятки и инструкции по привитию осознанного потребления природных ресурсов, таких как вода, энергия, отказ от пластика, сортировка мусора, давать вещам вторую жизнь и т.д..
- «Күй күмбірі» — казахские кюи (мелодии) звучат вместо звонков, а также на больших переменах, способствуя сохранению национальной культуры.
Еженедельные мероприятия
- Патриотические и культурные беседы — обсуждение тем, связанных с историей Казахстана, и вовлечение учеников в дискуссии о культурных ценностях.
- Спортивные и экологические мероприятия — проводятся для активного приобщения детей к физической культуре и укрепления здоровья, формирования ответственного отношения к природе, обобщения экологических знаний для повышения экологической культуры школьников.
- Классные часы - часы развития ценностей, направленные на саморефлексию, осознание и обсуждение актуальных нравственных тем.
План воспитательной работы школы по реализации программы осуществлялся через совместную деятельность администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, старше вожатой, классных руководителей. У каждого классного руководителя разработан воспитательный план, согласованный и утвержденный администрацией школы, где цели и задачи воспитательной работы охватывают все направления программы.
Программа «Біртұтас тәрбие» способствует воспитанию гармоничной, нравственно устойчивой и патриотичной личности. Она интегрирует учебный процесс и внеклассные мероприятия, создавая поддерживающую и безопасную среду, где каждый ребенок получает возможность развивать свои способности. Благодаря программе:
- Укрепилась связь между школой, родителями и сообществом, что создает условия для более гармоничного воспитания и развития детей.
- Повысился уровень патриотического и нравственного воспитания — ученики стали лучше понимать ценность культурного наследия, важность толерантного отношения и социальной ответственности.
- Создана инклюзивная среда для всех учащихся, которая позволяет каждому чувствовать себя частью школьного коллектива и достигать образовательных успехов.
- Поддерживается культурное и интеллектуальное развитие учеников через участие в проектах, социальных акциях, а также приобщение к казахскому и мировому культурному наследию.
Программа «Біртұтас тәрбие» закладывает прочный фундамент для личностного и гражданского развития детей, ориентирует их на активное участие в жизни общества и уважение к окружающим.
Воспитательная система КГУ «Жамбылская основная средняя школа отдела образования Карасуского района» Управления образования акимата Костанайской области опирается на нормативно-правовые документы, такие как: Основными нормативно-правовыми документами при организации воспитательной работы являются:
1) «Концептуальные основы воспитания РК»
2) Программа «Рухани жанғыру»
3) Конвенция ООН о правах ребенка;
4) Конституция Республики Казахстан;
5) Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26 декабря 2011 года;
6) Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года;
7) Закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года № 214-IV;
8) Закон Республики Казахстан «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 2 июля 2018 года №169-VI;
9) Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года;
10) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988;
Структура воспитательной работы
В школе для работы используются нормативные документы, регламентирующие правила и обязанности участников воспитательного процесса: «Устав школы», «Положение о классном руководстве», «Инструкция и должностные обязанности классного руководителя», «Положение о классном часе», «Положение о Родительском комитете», «Положение о родительском собрании», «Положение о дежурстве по школе», «Положение о детско-юношеской организации «ЖасҰлан», «Положение о Школьном Парламенте», «Положение о дебатном клубе», «Положение о Совете по профилактике правонарушений», «Положение о постановке на внутришкольный контроль».
Воспитательная работа школы осуществляется через работу МО классных руководителей, органы ученического самоуправления (школьный парламент «Болашақ» и детско-юношескую организацию «ЖасҰлан»), работу психолого-социальной службы, работу Попечительского совета и Родительского комитета, руководителей кружков и секций, работу по взаимодействию с родителями по программе «Үндестік».
Система воспитательной работы разработана на основе Концептуальных основ воспитания. Концептуальные основы воспитания разработаны в рамках реализации государственной политики в сфере образования с учетом современных социокультурных видоизменении в казахстанском обществе предполагают приоритет общечеловеческих и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Приоритетные направления воспитательной работы:
- Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.
- Духовно-нравственное воспитание.
- Национальное воспитание.
- Семейное воспитание.
- Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.
- Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание.
- Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры.
- Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Цель воспитательной работы школы: воспитание патриотов Казахстана, конкурентно способной, поликультурной личности с высоким уровнем гражданственности, национального, исторического самосознания, с развитым интеллектом, экономическим мышлением и одарённостью, творческими способностями в освоении общечеловеческих ценностей, способной принимать обоснованные решения, нести ответственность за их реализацию в различных областях человеческой деятельности, востребованной в современном обществе.
Сотрудничество с родителями
Одной из основных задач школы является задача укрепления сотрудничества и расширение поля позитивного общения с семьей, вовлечение родителей в воспитательный процесс школы. С этой целью в школе реализуется проект «Үндестік»..